МДОУ «Ряжский детский сад № 7»

Консультации для воспитателей

Как правильно вести себя с ребёнком.

Уважаемые родители! Предлагаем вашему вниманию несколько советов, которые помогут вам грамотно строить своё взаимодействие с малышом, а, следовательно, обеспечить сыну или дочери радость бытия и познания мира.

Ребёнок 2-3 лет интенсивно овладевает речью, общением, культурой человеческого мышления. При этом важно отметить, что умственное развитие связано с воспитанием ребёнка и возникает исключительно, как говорят учёные, благодаря ранней социализации малыша, т. е. благодаря взаимодействию с социальным окружением. Душевная жизнь ребёнка начинается очень рано. Малыш копирует, отображает в действиях и словах, в эмоциональных проявлениях и поступках мир, в котором живёт. Можно сказать, что мы "лепим" дитя по своему образу и подобию. Он будет таким, каким сделает его социальное окружение. Вывод один: духовно обогащённая окружающая действительность - главное условие нравственно-этического развития личности ребёнка.

В данный период психика ребёнка устроена так, что ему необходимы многократные повторения одних и тех же действий. При этом он каждый раз убеждается в своих возможностях и наслаждается самим упражнением. Потребность в самостоятельных действиях столь велика, что учёные назвали период второго года жизни (особенно после 1 года 6 месяцев) возрастом "Я сам!". Если ребёнка лишить этого активного взаимодействия с окружающим миром, он не только начнёт отставать умственно, но и навсегда потеряет чувство сопричастности с ним, утратит желание постигать новое. Безразличие ведёт за собой духовную леность. Так теряются рациональные зёрна раннего трудового развития человека, которые должны быть "посеяны" уже на втором году жизни, в ту благоприятную пору, когда у детей самой природой ярко обозначена потребность в действии, а отсутствие её удовлетворения граничит с кризисом в поведении. Уважаемые родители, помните, что, лишённый самостоятельности в действиях с предметами, малыш начинает капризничать, не подчиняться взрослому, протестовать всем своим существом. Так появляется негативное явление - детская нервность.

Эмоциональная жизнь маленького ребёнка, его чувства, первые радости и огорчения должны стать предметом пристального внимания взрослых. Положительные эмоции, которые испытывает маленький ребёнок, умело выполняя действие, непременно должны поощряться взрослыми. Малыш будет испытывать эмоциональное удовлетворение только в том случае, если он сам выполнит какие-то действия, а не тогда, когда взрослые, считая, что он мал и беспомощен, сделают всё за него. Не следует требовать от ребёнка того, что он не в состоянии понять. Частые запреты, наказания за незначительные шалости приводят к тому, что ребёнок становится замкнутым и агрессивным.

Дети тонко чувствуют эмоциональное состояние родителей. Не удивляйтесь, если заметите: плохое настроение мамы передалось ребёнку. Он будет капризен, плаксив, беспокоен. Так же он реагирует на ссоры между родителями, на их движения, тон голоса.

Классики о воспитании детей.

Приучать дитя вникать в душевное состояние других людей, ставить себя на место обиженного и чувствовать, - значит дать дитяти всю умственную возможность быть всегда справедливым.

Ушинский.

Детское "Дай", даже просто протянутая молча рука должны столкнуться когда-нибудь с нашим "Нет", а от этих первых "Не дам, нельзя не разрешаю" зависит успех целого и огромного раздела воспитательной работы.

Корчак.

Первые впечатления могущественно действуют на юную душу; всё дальнейшее её развитие совершается под их непосредственным влиянием.

Белинский.

Нельзя грубо вторгаться в душевную организацию ребёнка. Дайте ему развиваться свободно, и он сам сумеет выбрать то, что ему доступно и интересно.

Конради.

Лучшее средство в деле воспитания - это дать проявиться в душе ребёнка какому-нибудь хорошему чувству:

Щацкий.

Этот удивительный ранний возраст.

Ранний возраст (второй, третий год жизни), по признанию специалистов всего мира, - уникальный период в жизни человека. Так в чём же его необыкновенность?

Ребёнок интенсивно овладевает речью, общением, культурой человеческого мышления. При этом важно отметить, что умственное развитие связано с воспитанием ребёнка и возникает исключительно, как говорят учёные, благодаря ранней социализации малыша, т. е. благодаря взаимодействию с социальным окружением. Душевная жизнь ребёнка начинается очень рано. Малыш копирует, отображает в действиях и словах, в эмоциональных проявлениях и поступках мир, в котором живёт. Можно сказать, что мы "лепим" дитя по своему образу и подобию. Он будет таким, каким сделает его социальное окружение. Вывод один: духовно обогащённая окружающая действительность - главное условие нравственно-этического развития личности ребёнка.

В данный период психика ребёнка устроена так, что ему необходимы многократные повторения одних и тех же действий. При этом он каждый раз убеждается в своих возможностях и наслаждается самим упражнением. Потребность в самостоятельных действиях столь велика, что учёные назвали период второго года жизни (особенно после 1 года 6 месяцев) возрастом "Я сам!". Если ребёнка лишить этого активного взаимодействия с окружающим миром, он не только начнёт отставать умственно, но и навсегда потеряет чувство сопричастности с ним, утратит желание постигать новое. Безразличие ведёт за собой духовную леность. Так теряются рациональные зёрна раннего трудового развития человека, которые должны быть "посеяны" уже на втором году жизни, в ту благоприятную пору, когда у детей самой природой ярко обозначена потребность в действии, а отсутствие её удовлетворения граничит с кризисом в поведении. Уважаемые родители, помните, что, лишённый самостоятельности в действиях с предметами, малыш начинает капризничать, не подчиняться взрослому, протестовать всем своим существом. Так появляется негативное явление - детская нервность.

Эмоциональная жизнь маленького ребёнка, его чувства, первые радости и огорчения должны стать предметом пристального внимания взрослых. Положительные эмоции, которые испытывает маленький ребёнок, умело выполняя действие, непременно должны поощряться взрослыми. Малыш будет испытывать эмоциональное удовлетворение только в том случае, если он сам выполнит какие-то действия, а не тогда, когда взрослые, считая, что он мал и беспомощен, сделают всё за него. Не следует требовать от ребёнка того, что он не в состоянии понять. Частые запреты, наказания за незначительные шалости приводят к тому, что ребёнок становится замкнутым и агрессивным.

Дети тонко чувствуют эмоциональное состояние родителей. Не удивляйтесь, если заметите: плохое настроение мамы передалось ребёнку. Он будет капризен, плаксив, беспокоен. Так же он реагирует на ссоры между родителями, на их движения, тон голоса.

Классики о воспитании детей.

Приучать дитя вникать в душевное состояние других людей, ставить себя на место обиженного и чувствовать, - значит дать дитяти всю умственную возможность быть всегда справедливым.

Ушинский.

Детское "Дай", даже просто протянутая молча рука должны столкнуться когда-нибудь с нашим "Нет", а от этих первых "Не дам, нельзя не разрешаю" зависит успех целого и огромного раздела воспитательной работы.

Корчак.

Первые впечатления могущественно действуют на юную душу; всё дальнейшее её развитие совершается под их непосредственным влиянием.

Белинский.

Нельзя грубо вторгаться в душевную организацию ребёнка. Дайте ему развиваться свободно, и он сам сумеет выбрать то, что ему доступно и интересно.

Конради.

Лучшее средство в деле воспитания - это дать проявиться в душе ребёнка какому-нибудь хорошему чувству:

Щацкий.

Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в раннем возрасте.

В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи . Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения со взрослыми.

Основной формой педагогического процесса в детском саду являются занятия (в данном случае занятия по развитию речи). Здесь конкретизируются и уточняются знания детей, полученные ими практическим путём и которые они получили, действуя с предметами ближайшего окружения. Но чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребёнка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни, тем большие познавательные возможности имеются для занятий.

Какая же деятельность может обеспечить ознакомление с окружающим и развитие активной речи ребёнка?

Прежде всего - совместная деятельность взрослого с ребёнком , в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество . Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнкаповоды для общения.

В процессе совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения речи, как это делается на занятиях. Постановка проблемных языковых задач здесь носит ситуативный характер. Ребёнок говорит только то, что хочет сказать, а не то что спланировал педагог. Поэтому организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими . Педагог должен быть готовым к импровизации к встречной активности ребёнка . В процессе совместной деятельности у ребёнка постепенно формируется позиция младшего партнёра, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего [1] .

Итак, какие формы совместной деятельности педагога с детьми по развитию речи мы можем выделить в раннем возрасте? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним некоторые особенности детей раннего возраста:

· им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными;

· внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес;

· поведение ситуативно и почти всегда складывается из импульсивных поступков;

· детям раннего возраста свойственны подражательность, лёгкая внушаемость;

· преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление.

Таким образом, воспитатель должен помнить, что решая задачи развития речи детей раннего возраста, деятельность, которую он организует должна быть:

во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);

во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);

в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию).

Итак, в своей работе по развитию речи детей раннего возраста мы используем следующие формы совместной деятельности:

· наблюдение и элементарный труд в природе;

· сценарии активизирующего общения;

· игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;

· слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;

· инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений;

· игры на развитие мелкой моторики рук;

· дидактические игры и упражнения;

· бытовые и игровые ситуации;

· элементарное экспериментирование.

Конечно, в один день невозможно показать все формы совместной деятельности. Поэтому, мы предлагаем Вам посмотреть те из них, которые, на наш взгляд, наиболее интересны и которые редко показываются на открытых просмотрах. Это наблюдение и элементарный труд в природе и сценарии активизирующего общения. А теперь я коротко раскрою сущность каждой из этих форм.

Наблюдение и элементарный труд в природе.

Знакомству с растительным миром, с комнатными растениями отводится значительное место в воспитании детей раннего возраста. Дети узнают, показывают и называют некоторые комнатные растения, их части. В начале второго года жизни детей начинают знакомить с трудовыми действиями взрослых по уходу за растениями. Для развития словаря целесообразно использовать приём поручений. После того, как ребёнок выполнил конкретное поручение, необходимо (особенно после 1,5 лет) спрашивать: "Что ты принёс? Где взял? Куда положил?" С помощью таких вопросов ребёнок начинает устанавливать связи и взаимозависимости между объектами и словами, их обозначающих.

Один из приёмов активизации речи ребёнка - мотивация действий с предметами и объектами, в данном случае - с комнатными растениями. "Будем поливать растение, потому что оно хочет пить!", "Будем протирать листья, чтобы они стали чистыми!".

Не следует торопить ребёнка, порицать за медлительность, стремиться сделать за него то, что он способен осуществить самостоятельно. Важно, чтобы ребёнок преодолел трудности, почувствовал объективные условия выполнения задания. В этом случае конечный результат не только осознаётся, но и лучше запоминается и отражается в речи.

Сценарий активизирующего общения.

Воспитатель здесь выступает как неформальный лидер, который заранее разрабатывает определённую программу, сценарий, определённые дидактические задачи. Но строго следовать им он не должен. Реализованный сценарий - результат взаимодействия плана, намеченного воспитателем, и встречной активности детей.

Особенностью сценариев активизирующего общения является то, что участие в играх-сценариях добровольное и каждый ребёнок может "включиться" или "выключиться" в любой момент. Сценарии могут быть рассчитаны на довольно значительное время - от 15 до 35 минут. Но это время работы педагога, а не отдельного ребёнка. Содержанием сценариев являются организованные игры, ситуации общения, доступные возрасту детей.

Перед нами поставили задачу - показать несколько форм совместной деятельности, но поскольку в другой группе раннего возраста работает всего один воспитатель, то мы ограничились рамками одной группы раннего возраста (с 2 до 3 лет).

Разумеется, что в обычные дни организация совместной деятельности происходит по другому. Чтобы дети не переутомлялись, проводится какая-то одна из форм. Дети находятся в привычной, спокойной обстановке и воспитатель может действовать по ситуации: со всей группой детей, с подгруппой или вообще индивидуально.

Воспитатель должен спокойно относиться к тому, что во время совместной деятельности дети как бы "перетекают" с места на место - они занимают позицию то "внутри" играющих, то рядом, то вдалеке.

Успех проведения совместной деятельности во многом зависит от профессиональных качеств воспитателя, от искреннего интереса к детям.


[1] Арушанова А. Г., кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра дошкольного детства им. А. В. Запорожца.

Вопросы для самоанализа воспитателя ДОУ.

1. Проведите анализ улучшения здоровья детей по сравнению с исходными данными. (Сравниваются исходные и конечные показатели: индекса здоровья; количества часто болеющих детей).

2. Проанализируйте среду развития в условиях реализации вариативности образования (творческое преобразование среды, разработка авторских игр, пособий, средств обучения).

3. Покажите осуществление личностно-ориентированного взаимодействия с детьми (владение средствами диагностики индивидуальных особенностей, диагностики развития детей).

4. Раскройте результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми.

5. Покажите организацию оптимального двигательного режима в группе, результаты работы с детьми малой и большой подвижности.

6. Раскройте участие родителей в жизни группы, мероприятий в ДОУ.

7. Оцените уровень своего профессионального мастерства (владение набором педтехнологий, технологией развивающего обучения и воспитания, разработка новых педтехнологий и методик, участие в исследовательской экспериментальной деятельности).

8. Проанализируйте создание эмоционального комфорта и психологической защищенности ребенка.

Вопросы для самоанализа музыкального руководителя ДОУ.

1. Проведите анализ условий для организации музыкально-ритмической деятельности и творческого самовыражения детей (творческое преобразования среды развития в группах, разработка методических пособий, музыкальных игр, специального оборудования).

2. Раскройте организацию развития музыкальных способностей ребенка (формирование подгрупп детей с учетом их способностей, владение диагностикой развития музыкальных способностей, формирование творческих способностей каждого ребенка).

3. Покажите результаты индивидуальной, подгрупповой музыкально-ритмической работы с детьми.

4. Раскройте участие родителей в мероприятиях ДОУ

5. Оцените организацию взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей.

6. Проанализируйте создание эмоционального комфорта и психологической защищенности ребенка.

7. Раскройте повышение своего профессионального мастерства (овладение разнообразными современными методиками музыкального воспитания и обучения, применение собственных методик, разработка собственных оригинальных методик музыкального развития детей).

Примерная памятка для самоанализа занятия

1. Какие особенности и возможности детей были вами учтены при планировании занятий?

2. Была ли произведена с детьми предварительная работа? Какова связь тематики этого занятия с предыдущими?

3. Какие решались задачи: образовательные, воспитательные, развивающие? Была ли обеспечена их комплектность, взаимосвязь?

4. Рационально ли выбрана структура, время, место, форма организации занятия?

5. Оценить содержание, использованные методы и приемы. Дайте обоснования выбранным методам обучения.

6. В чем проявился дифференцированный подход к детям? Какие средства обучения вы использовали?

7. Перечислите формы организации детской деятельности, за счет которых обеспечивались работоспособность, заинтересованность детей в течение всего занятия?

8. Удалось ли полностью реализовать поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему?

Самоанализ и самооценка педагогической деятельности старшего воспитателя (заместителя руководителя по учебно-воспитательной работе)

1. Проанализируйте систему планирования методической работы.

2. Покажите конечные результаты методической работы ОУ.

3. Проведите анализ условий продуктивной деятельности.

4. Покажите степень удовлетворенности результатами своего тру-да педагогов.

5. Раскройте формы методической работы. Какие формы и механизмы используются в ОУ для повышения творческой активности педагогов и их ответственности за конечный результат.

6. Сформируйте показатели, по которым Вы судите об успешности методической работы. Какие Вы видите здесь проблемы?

7. Соотнесите полученную оценку системы методической работы с предлагаемыми критериями К. Ю. Белой.

Первый критерий результативности методической работы можно считать достигнутым, если результаты развития детей растут, достигая оптимального уровня для каждого ребенка или приближаясь к нему, за отведенное время без перегрузки детей.

Второй критерий социальных затрат времени, экономичности методической работы достигается там, где рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и условий на методическую работу и самообразование.

Третий критерий стимулирующий роли методической работы, заключается в том, что в коллективе наблюдается улучшение психологического микроклимата, рост творческой активности педагогов и их удовлетворенность результатами своего труда.

Речь детей 2-3 лет

Итак, к 3 годам произносительная сторона речи у детей еще недостаточно сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных. Отсутствие большинства звуков сказывается на произношении слов, отчего речь детей еще недостаточно чистая и внятная. Дети этот возраста не всегда могут правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, например, не могут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого и в то же время говорить тихо, когда итого требует ситуация (при подготовке ко сну, во время приема пищи).

Следует отмстить, что к 3годам некоторые дети могут усвоить и правильно произносить большинство звуков языка, кроме "Р" и шипящих и даже произносить все звуки. У никоторых детей, наоборот, возможны задержки в формировании произносительной стороны речи: например, в 3 года ребенок заменяет шипящие и твердые шипящие звуки звуками ть, дь. Неправильное формирование отдельных звуков.

На третьем году жизни происходит интенсивное накопление ребенком словаря. Увеличивается число называемых предметов не только быта, но и тех, которыми малыш часто (но не постоянно) пользуется; в своих высказываниях он употребляет почти все части речи; овладевает элементарным грамматическим строем родного языка (усваивает падежные окончания, некоторые формы глаголов с 2,5 лет), начинает согласовывать прилагательные с существительными, удлиняет простые предложении, пользуется бессоюзными сложносочиненными предложениями и ситуативной речью. В общении со взрослыми малыш все реже и реже использует в своей речи звукоподражательные слова, однословные предложения.

Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, воображение ребенка. В процессе игры, он нередко сопровождает тон действия словами, а иногда и целыми фразами.

В этом возрасте велика склонность детей к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи ребенка. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш не только запоминает их; упражняясь в правильном произнесении звуков и слов, он укрепляет артикуляционный аппарат.


27 января 2016 в 08:24

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.