МДОУ «Ряжский детский сад № 7»

Вашему малышу пришло время идти в детский сад.

 Вашему малышу пришло время ид­ти в детский сад. И вы задаетесь вопро­сами: как он воспримет разлуку с близ­кими, вынужденное пребывание в тече­ние дня вне дома, с воспитателем и еще десятком других ребятишек, каждый из которых будет претендовать на ее вни­мание? Как происходит адаптация и что это, собственно говоря, такое?

Попробуем осветить проблемы, с которыми столкнетесь вы и ваш ребе­нок. Для начала определимся с тем, что такое адаптация и как она может проте­кать.

Каждый ребенок привыкает к дет­скому саду по-своему. Однако можно отметить некоторые закономерност.

Несомненно, многих  родителей волнует вопрос: "Как подготовить малыша к детскому саду?"

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, яв­ляется новым, еще неизвестным прост­ранством, с новым окружением и новы­ми отношениями.

Специалисты выделяют четыре уровня адаптации:

Легкая адаптация

Средней тяжести адаптация

Усложненная адаптация

Очень тяжелая адаптация или дезадаптация

Легкая адаптация

·Ребенок адап­тируется в течение одной недели.

·Он спокойно входит утром в группу, вни­мательно осматривается, прежде чем остановит свое внимание на чем-либо.

·Смотрит в глаза воспитателю, когда тот к нему обраща­ется.

·Вступает в контакт по своей инициативе, умеет обратиться с во­просом к другому человеку, может попросить о помо­щи.

·Умеет занять себя, использует в игре предметы-за­местители (напри­мер, понарошку кормит куклу), спосо­бен длительное время удерживать вни­мание на одной игрушке, его речь хоро­шо развита, настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразитель­на, эмоции легко распознаются.

·Ре­бенок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректи­руя после них свое поведение.

·Умеет играть рядом с другими детьми, добро­желателен к ним.

·Съедает все с удо­вольствием.

·Засыпает быстро, спит спокойно, сон глубокий.

Адаптация средней тяжести

·Ре­бенок адаптируется в течение двух-трех недель.

·Утром скован, напряжен­ность первых минут постепенно спада­ет, он может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия.

·Ребенок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными дейст­виями воспитателя.

·Речь развита как в пределах возрастной нормы, так ниже или выше.

·На замечания и поощре­ния реагирует адекватно, может нару­шать установленные правила и нормы поведения (социальное эксперименти­рование).

·Ест до насыщения то, что любит.

·Долго засыпает, сон спокой­ный, но недолгий.

Усложненная адаптация

·Ребенок адаптируется в течение четырех-пяти недель.

·В течение дня он скован, ино­гда хмурится, плачет.

·Контакт с ре­бенком установить трудно, ведет себя отстраненно.

·Переходит от одной иг­рушки к другой, ни на чем не задержи­ваясь, не может развернуть ировых действий, выглядит встревоженным, за­мкнутым.

·О развитии речи можно уз­нать только со слов родителей.

·Заме­чание или похвала воспитателя оставля­ют ребенка либо безучастным, либо пу­гают, он бежит за поддержкой к родите­лям,

·Ест не все, отвергает некоторые блюда, капризничает.

·Засыпает долго с хныканьем, спит беспокойно.

Дезадаптация или очень тяже­лая адаптация

·Ребенок адаптируется в течение шести и более недель.

·Кон­такт с ним установить не удается.

·На­строение подавленное, сильный про­филактический либо приступообраз­ный плач.

·Не играет, часто мешает играть другим.

·В ответ на предложе­ние что-нибудь сделать плачет, не при­нимает правила игры.

·Агрессивен или замкнут по отношению к обучаю­щему воспитателю и детям.

·Засыпает долго с плачем и спит беспокойно либо сон отсутствует. 


Для успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению, необходимо, в первую очередь, создать у него положительную установку на детский сад. Здесь помогут любые приемы:

1. Ни для кого, ни секрет, что неизвестность порождает страх. Для того чтобы данной проблемы не возникло у Вашего малыша необходимо в подробностях рассказать ему про детский  сад, честно отвечая на все его вопросы. Рассказ должен содержать как положительные, так и отрицательные моменты (например,  рассказать малышу о том, что детей в группе будет много, и поэтому  внимание будет уделяться не только ему одному, или о том, что в детском садике придется спать днем и т.д.);

2. Обязательно нужно играть с ребенком в детский сад. Замечательно, если с вами будут «играть» любимые игрушки. В процессе игры стараться эмоционально увлечь малыша, закрепляя тем самым положительный образ о детском садике.

3. Очень полезным будет похвастаться перед родственниками, знакомыми и их детьми о том, что ребенок скоро пойдет в детский сад. Делайте это в присутствии Вашего малыша, побуждая его к таким же действиям.

4.Чаще гуляйте около Вашего будущего детского сада.  Ребенок должен сам убедиться, что здесь спокойно и безопасно. К тому же он уже начнет привыкать.

Следующим,  не менее важным критерием успешной адаптации является формирование у ребенка чувства уверенности в окружающем.

1.Познакомьтесь с воспитателями и нянечкой. Обязательно расскажите им об индивидуальных особенностях ребенка и об особенностях его физического развития.  Эти сведения очень помогут воспитателям в подборе индивидуального подхода к Вашему малышу.

2.Учите ребенка объективно выражать свои  чувства и  желания. Здесь нужно делать акцент на то, что в группу ходит много детей и каждый со своими чувствами и желаниями.  Объясняя нормы и требования общества, Вы способствуете более успешному процессу социализации малыша.

3.Личным примером учите ребенка общаться, знакомится с другими детьми.  Не пренебрегайте такими простыми фразами, как: «Если хочешь поиграть с девочкой, подойди и скажи: «как тебя зовут?».

4.Очень хорошо, если у ребенка есть любимая игрушка или вещь. В детском саду она, как кусочек домашнего тепла, будет «согревать» и успокаивать малыша. Даже если ребенок захочет взять с собой какую-то «непонятную» вещь (тряпочку, палочку или, например, камешек) не отказывайте ему в этом.

И, конечно же, не надо забывать о  навыках гигиены и самообслуживания.

Еще очень  хочется  отметить, что процесс адаптации зависит не только от социально-педагогических условий, личностных особенностей протекания психических процессов малыша, но и от его общего состояния здоровья и даже физической подготовленности.

Поэтому, в добавление к нашим рекомендациям очень важно акцентировать внимание на физическом развитии малыша.

  Не забывайте о таких простых играх, как бег, прыжки, ходьба с препятствиями, с использованием таких же простых вещей, как мячи, скакалки, обручи и ленты. Все это поможет Вам превратить обыкновенную прогулку в полезные развивающие игры.

И еще несколько слов:

  1.Разговаривайте с ребенком про детский сад: поговорите с ним, как со взрослым. Объясните, что он будет ходить в садик, где много детей, с которыми можно играть, и много новых и интересных игрушек.

2.Скажите, что теперь по утрам вся семья будет отправляться на работу: папа - в свой офис, мама - в свой, старший брат или сестра - в школу, а он - в детский сад, а после работы мама или папа придут за ним и заберут домой.

  3.Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет там делать. Чем подробнее будет ваш рассказ - тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет в детский сад. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как было ему заранее «обещано», - он чувствует себя увереннее.

4.Поговорите с ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду. Обговорите, к кому в этом случае он сможет обратиться за помощью, и как он это сделает. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом воспитателю.

5.Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: «Воспитатель не сможет помочь одеться сразу всем детям, поэтому тебе придется немного подождать».

  6.Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, в свою очередь, предлагать игрушки другим детям.

7.На первых порах постарайтесь уделять вашему малышу тройное внимание дома и на прогулках, напоминайте вечером ему о садике, о ребятах, о воспитательнице. Самое главное - не бойтесь слез ребенка, ведь он пока не может реагировать иначе! Не раздражайте ребенка своими слезами и нервозностью. Многие мамы не могут сдержать эмоций при расставании с ребенком утром, когда ребенок уходит в группу. Если у мамы не получается быть выдержанной, лучше доверить папе отвести ребенка в садик.

8.Постарайтесь быть терпимыми в период адаптации ребенка к ДОУ, не жалейте времени на эмоционально-личностное общение с ребенком, поощряйте посещение детского сада ребенком. Помните, что детский сад - это первый шаг в общество, импульс к развитию знаний ребенка о поведении в обществе.

15 мая 2015 в 13:23

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.