МДОУ «Ряжский детский сад № 7»
|
Вашему малышу пришло время идти в детский сад.Вашему малышу пришло время идти в детский сад. И вы задаетесь вопросами: как он воспримет разлуку с близкими, вынужденное пребывание в течение дня вне дома, с воспитателем и еще десятком других ребятишек, каждый из которых будет претендовать на ее внимание? Как происходит адаптация и что это, собственно говоря, такое? Попробуем осветить проблемы, с которыми столкнетесь вы и ваш ребенок. Для начала определимся с тем, что такое адаптация и как она может протекать. Каждый ребенок привыкает к детскому саду по-своему. Однако можно отметить некоторые закономерност. Несомненно, многих родителей волнует вопрос: "Как подготовить малыша к детскому саду?" Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Специалисты выделяют четыре уровня адаптации: Легкая адаптация Средней тяжести адаптация Усложненная адаптация Очень тяжелая адаптация или дезадаптация Легкая адаптация·Ребенок адаптируется в течение одной недели. ·Он спокойно входит утром в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановит свое внимание на чем-либо. ·Смотрит в глаза воспитателю, когда тот к нему обращается. ·Вступает в контакт по своей инициативе, умеет обратиться с вопросом к другому человеку, может попросить о помощи. ·Умеет занять себя, использует в игре предметы-заместители (например, понарошку кормит куклу), способен длительное время удерживать внимание на одной игрушке, его речь хорошо развита, настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительна, эмоции легко распознаются. ·Ребенок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них свое поведение. ·Умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним. ·Съедает все с удовольствием. ·Засыпает быстро, спит спокойно, сон глубокий. Адаптация средней тяжести·Ребенок адаптируется в течение двух-трех недель. ·Утром скован, напряженность первых минут постепенно спадает, он может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. ·Ребенок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя. ·Речь развита как в пределах возрастной нормы, так ниже или выше. ·На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование). ·Ест до насыщения то, что любит. ·Долго засыпает, сон спокойный, но недолгий. Усложненная адаптация·Ребенок адаптируется в течение четырех-пяти недель. ·В течение дня он скован, иногда хмурится, плачет. ·Контакт с ребенком установить трудно, ведет себя отстраненно. ·Переходит от одной игрушки к другой, ни на чем не задерживаясь, не может развернуть ировых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. ·О развитии речи можно узнать только со слов родителей. ·Замечание или похвала воспитателя оставляют ребенка либо безучастным, либо пугают, он бежит за поддержкой к родителям, ·Ест не все, отвергает некоторые блюда, капризничает. ·Засыпает долго с хныканьем, спит беспокойно. Дезадаптация или очень тяжелая адаптация·Ребенок адаптируется в течение шести и более недель. ·Контакт с ним установить не удается. ·Настроение подавленное, сильный профилактический либо приступообразный плач. ·Не играет, часто мешает играть другим. ·В ответ на предложение что-нибудь сделать плачет, не принимает правила игры. ·Агрессивен или замкнут по отношению к обучающему воспитателю и детям. ·Засыпает долго с плачем и спит беспокойно либо сон отсутствует.
Для успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению, необходимо, в первую очередь, создать у него положительную установку на детский сад. Здесь помогут любые приемы: 1. Ни для кого, ни секрет, что неизвестность порождает страх. Для того чтобы данной проблемы не возникло у Вашего малыша необходимо в подробностях рассказать ему про детский сад, честно отвечая на все его вопросы. Рассказ должен содержать как положительные, так и отрицательные моменты (например, рассказать малышу о том, что детей в группе будет много, и поэтому внимание будет уделяться не только ему одному, или о том, что в детском садике придется спать днем и т.д.); 2. Обязательно нужно играть с ребенком в детский сад. Замечательно, если с вами будут «играть» любимые игрушки. В процессе игры стараться эмоционально увлечь малыша, закрепляя тем самым положительный образ о детском садике. 3. Очень полезным будет похвастаться перед родственниками, знакомыми и их детьми о том, что ребенок скоро пойдет в детский сад. Делайте это в присутствии Вашего малыша, побуждая его к таким же действиям. 4.Чаще гуляйте около Вашего будущего детского сада. Ребенок должен сам убедиться, что здесь спокойно и безопасно. К тому же он уже начнет привыкать. Следующим, не менее важным критерием успешной адаптации является формирование у ребенка чувства уверенности в окружающем. 1.Познакомьтесь с воспитателями и нянечкой. Обязательно расскажите им об индивидуальных особенностях ребенка и об особенностях его физического развития. Эти сведения очень помогут воспитателям в подборе индивидуального подхода к Вашему малышу. 2.Учите ребенка объективно выражать свои чувства и желания. Здесь нужно делать акцент на то, что в группу ходит много детей и каждый со своими чувствами и желаниями. Объясняя нормы и требования общества, Вы способствуете более успешному процессу социализации малыша. 3.Личным примером учите ребенка общаться, знакомится с другими детьми. Не пренебрегайте такими простыми фразами, как: «Если хочешь поиграть с девочкой, подойди и скажи: «как тебя зовут?». 4.Очень хорошо, если у ребенка есть любимая игрушка или вещь. В детском саду она, как кусочек домашнего тепла, будет «согревать» и успокаивать малыша. Даже если ребенок захочет взять с собой какую-то «непонятную» вещь (тряпочку, палочку или, например, камешек) не отказывайте ему в этом. И, конечно же, не надо забывать о навыках гигиены и самообслуживания. Еще очень хочется отметить, что процесс адаптации зависит не только от социально-педагогических условий, личностных особенностей протекания психических процессов малыша, но и от его общего состояния здоровья и даже физической подготовленности. Поэтому, в добавление к нашим рекомендациям очень важно акцентировать внимание на физическом развитии малыша. Не забывайте о таких простых играх, как бег, прыжки, ходьба с препятствиями, с использованием таких же простых вещей, как мячи, скакалки, обручи и ленты. Все это поможет Вам превратить обыкновенную прогулку в полезные развивающие игры. И еще несколько слов: 1.Разговаривайте с ребенком про детский сад: поговорите с ним, как со взрослым. Объясните, что он будет ходить в садик, где много детей, с которыми можно играть, и много новых и интересных игрушек. 2.Скажите, что теперь по утрам вся семья будет отправляться на работу: папа - в свой офис, мама - в свой, старший брат или сестра - в школу, а он - в детский сад, а после работы мама или папа придут за ним и заберут домой. 3.Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет там делать. Чем подробнее будет ваш рассказ - тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет в детский сад. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как было ему заранее «обещано», - он чувствует себя увереннее. 4.Поговорите с ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду. Обговорите, к кому в этом случае он сможет обратиться за помощью, и как он это сделает. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом воспитателю. 5.Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: «Воспитатель не сможет помочь одеться сразу всем детям, поэтому тебе придется немного подождать». 6.Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, в свою очередь, предлагать игрушки другим детям. 7.На первых порах постарайтесь уделять вашему малышу тройное внимание дома и на прогулках, напоминайте вечером ему о садике, о ребятах, о воспитательнице. Самое главное - не бойтесь слез ребенка, ведь он пока не может реагировать иначе! Не раздражайте ребенка своими слезами и нервозностью. Многие мамы не могут сдержать эмоций при расставании с ребенком утром, когда ребенок уходит в группу. Если у мамы не получается быть выдержанной, лучше доверить папе отвести ребенка в садик. 8.Постарайтесь быть терпимыми в период адаптации ребенка к ДОУ, не жалейте времени на эмоционально-личностное общение с ребенком, поощряйте посещение детского сада ребенком. Помните, что детский сад - это первый шаг в общество, импульс к развитию знаний ребенка о поведении в обществе. 15 мая 2015 в 13:23
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.