МДОУ «Ряжский детский сад № 7»

Для педагогов.Как организуется методическая работа с педагогами в Болгарии

 № 6 ИЮНЬ 2016

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Как организуется методическая работа с педагогами в Болгарии

Испенджиян А., 
директор Центрального детского сада № 38 «Ян Бибиян» г. Варны, Болгария

Комарова О.А., 
канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета

Уровень профессиональной компетентности педагогов во многом определяется особенностями организации и содержанием методической работы в детском саду. Для повышения качества методической работы большое значение имеет изучение зарубежного опыта. Узнайте, как работают с педагогическим коллективом болгарские коллеги.

laians.jpg

Многолетнее сотрудничество российских и болгарских педагогов в рамках международного проекта «Ребенок в мире без границ» (под руководством О. А. Комаровой) позволило изучить опыт организации методической работы в Болгарии.

Болгарские специалисты в области образования связывают повышение качества педагогического труда со спецификой среды в образовательной организации, и поэтому основное внимание они уделяют системе внутреннего повышения квалификации.

В соответствии с приоритетами образовательной политики Болгарии в целом и города Варны в частности, специалисты выделяют следующие направления методической работы с педагогическими кадрами:

создание условий для обмена знаниями и добрыми практиками (позитивным опытом профессиональной деятельности); организация работы в командах в рамках общих проектов; развитие мотивации педагогов через введение инновационных форм повышения квалификации.

Какие формы повышения квалификации педагогов используются

Рассмотрим подробнее содержание методической работы болгарских коллег на примере Центрального детского сада № 38 «Ян Бибиян» г. Варны.

Их план работы с педагогическим коллективом содержит традиционные и инновационные формы повышения квалификации. К традиционным относятся: семинары, дискуссии, казусы (случаи), практикумы, тренинги, супервизия, различные терапевтические техники, вынесенное обучение и пр. Следует заметить, что для российской системы методической работы с педагогическими кадрами большинство из данных форм являются инновационными.

Кратко охарактеризуем, как болгарские педагоги понимают назначение традиционных форм.

Семинары необходимы для формирования знаний и отношения к проблемам, требующим более тщательного теоретического осмысления.

Дискуссии по актуальным темам требуют определенной теоретической и практической подготовки и направлены на утверждение и продвижение эффективных методов и моделей воспитания и обучения.

Решение казусов (случаев) значительно обогащает педагогический опыт, развивает умение конструктивно общаться, принимая разные ролевые позиции. Казуистика утвердилась как эффективная внутренняя форма повышения квалификации для освоения различных моделей работы в команде.

Практикумы —эффективная форма методической работы, подразумевающая взаимообмен педагогами опытом по определенной тематике.

Тренинги направлены на личностный рост педагогов и проводятся педагогическим советником (психологом).

Супервизия служит для осознания стиля и моделей педагогического взаимодействия с последующим обсуждением. Как и тренинги, супервизии проводятся психологом.

Разные терапевтические техники включают арт-терапию, психодраму, интерактивные игры и др.Они способствуют оптимизации педагогической деятельности с разными категориями детей. Педагоги осваивают их под руководством психолога.

Вынесенное обучение — это повышение квалификации педагогов вне детского сада, в неформальной обстановке, например, в условиях дома отдыха. Такое обучение сплачивает педагогический коллектив. Кроме того, за счет сочетания культурно-развлекательной и учебной программ является эффективным способом для борьбы со стрессами.

Для наглядности в приложении представлен сравнительный анализ форм повышения квалификации педагогов детского сада в Болгарии и России. Он позволяет сделать вывод о том, чтодля болгарских коллег более значимым является личностный аспект, поддержка личности педагога, что пока не нашло должного отражения в России.

Дирекция Центрального детского сада № 38 «Ян Бибиян» считает, что мотивация — наиболее значимый фактор, определяющий успешное профессиональное развитие педагогов. Когда сам педагог становится активным участником образовательного процесса, растет и его мотивация к педагогической деятельности.

При разработке плана повышения квалификации обязательно учитываются потребности и особенности коллектива. К ним относятся: возраст, профессиональный опыт, образование и т. д. Для выявления индивидуальных особенностей проводятся опросы, диспуты, беседы. В ходе них становится понятным мнение педагогов по тому или иному вопросу, определяются их предложения и суждения.

Что представляют собой инновационные формы повышения квалификации

Администрация Центрального детского сада № 38 «Ян Бибиян» находится в непрерывном поиске инновационных форм повышения квалификации. Большое место в содержании методической работы занимает «Банк Дидантика». Данная форма заключается в следующем: в ходе организованной беседы педагоги делятся накопленными знаниями и инновационным опытом, которые фиксируются и хранятся в методическом кабинете для их последующего использования.

Постепенно методическая база в детском саду обогащается актуальными статьями, мультимедийными тематическими презентациями по образовательным направлениям для групп разного возраста, афишами, листовками, дисками с разнообразным музыкальным репертуаром.

Одна из форм, в ходе которой осуществляется обмен добрыми педагогическими практиками и накопленным опытом, — мастер-классы. Они популярны и в России.

За последние годы система методической работы дополнилась двумя эффективными формами —квалификация через проекты и квалификация через виртуальное учебное пространство.Остановимся на них подробнее.

В соответствии с Национальной стратегией «Учение на всю жизнь», которая позиционирует непрерывность образования, дирекция «Образования» в Общине (Администрации) г. Варна уже несколько лет стимулирует педагогические коллективы к повышению профессиональной компетентности посредством проектов и финансирует их.

Это позволяет приглашать внешних лекторов из лицензированных педагогических учебных заведений. Они вносят новейшие теоретические знания в практику педагогов и популяризируют передовой опыт. Каждый год педагогические коллективы в г. Варне имеют возможность участвовать в различных проектах по актуальным для себя темам.

Повышение квалификации педагогов через виртуальное учебное пространство, или участие в вебинарах — это интерактивная практика, которая дает возможность включать одновременно большое количество участников без необходимости их выезда и сбора в одном месте. Главное, чтобы педагоги не подходили к посещению подобных мероприятий формально и были заинтересованы в профессиональном развитии.

В массовой практике инновационные формы повышения квалификации с использованием информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) пока недостаточно широко распространены. Один из способов решения данной проблемы — изучение педагогами зарубежного опыта организации методической работы и обновление своей деятельности на этой основе.

Объединить усилия российских и зарубежных партнеров в вопросе повышения квалификации педагогических кадров стало возможно на основе участия в общих проектах.

Например, участники международного проекта «Ребенок в мире без границ» посредством системы Skype обмениваются значимой информацией и таким образом регулярно обновляют содержание методической работы в образовательных организациях. Мотивация педагогов повышается в данном случае за счет интерактивности взаимодействия и выхода за границы национального опыта.

В рамках проекта с помощью Интернета организуются разные методические мероприятия с участием русских, болгарских и немецких педагогов — круглые столы, лекции, дискуссии, конференции.

По мнению болгарских педагогов, данные партнерские контакты с детскими садами России способствуют обмену добрыми практиками. Благодаря интернет-связи раздвигаются границы взаимодействия специалистов из разных стран, создается общее виртуальное образовательное пространство.

Таким образом, международный обмен опытом повышения квалификации педагогов ДОО расширяет представления о традиционных для каждой страны и инновационных формах методической работы и их практическом применении. Как показала практика, в этом следует широко использовать возможности ИКТ. В частности, интернет-связь как наименее затратный и наиболее эффективный способ взаимодействия коллег из разных стран.

Такой подход станет средством осуществления непрерывного профессионального роста педагогов, их хорошей методической подготовки, что является важным условием обеспечения качества дошкольного образования.

Также читайте: Международный опыт организации дошкольного образования: возможности для интеграции

Приложение

Сравнительный анализ форм повышения квалификации педагогов детского сада в Болгарии и России

Форма повышения квалификации в Болгарии Аналоговая форма повышения квалификации в России Комментарий
Семинары Семинары Как в Болгарии, так и в России используются часто с привлечением педагогических работников детского сада и внешних специалистов (из других образовательных организаций)
Дискуссии Дискуссии В России используется чаще как метод, включенный в форму (например, дискуссия в ходе семинара, практикума)
Казусы (случаи) В России фактически не используется в системе повышения квалификации педагогов детского сада. «Казусы» (как события, которые имеют место в практике работы российских детских садов) обсуждаются на различных мероприятиях (совещаниях, педагогических советах), но, как правило, не проигрываются педагогами
Практикумы Практикумы В России, как и в Болгарии, используются для отработки разных методов взаимодействия с участниками образовательных отношений, технологий работы с детьми и их родителями
Тренинги Тренинги В России имеет место эта форма, но полноценные тренинги проводятся в детских садах, как правило, с привлечением сторонних психологов и гораздо реже — штатным педагогом-психологом
Супервизия Взаимопосещения В России в ходе взаимопосещений педагоги обмениваются профессиональным опытом, обсуждают сильные и слабые стороны своей деятельности. В Болгарии, в отличие от России, супервизия проводится психологом, большой акцент делается на поведенческих аспектах взаимодействия, особенностях взаимоотношений между участниками образовательного процесса
Терапевтические техники (арт-терапия, психодрама, интерактивные игры и др.) Данные формы не входят в систему внутреннего повышения квалификации в России. Исключением являются интерактивные игры и арт-терапия, которые проводятся крайне редко штатными педагогами-психологами
Вынесенное обучение Выездные семинары Не имеют широкого распространения в России. Используются для сплочения коллектива, поддержки неформального общения между коллегами
22 июня 2016 в 10:27

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.